«Утверждаю» «Обсуждено»
на заседании Педагогического совета
Директор школы Протокол № __от «___» _______ 20__ год _________________А.А. Шматова
приказ №___ от «___» _________ 20___ г.
Положение о программе развития школы
I. Общие положения
Настоящее Положение определяет принципы разработки, содержание и критерии экспертной оценки Программ развития школы, реализующей программы среднего (полного) общего образования в субъектах Российской Федерации (далее - Программа).
Программа является основным стратегическим управленческим документом, регламентирующим и направляющим ход развития школы. Программа носит среднесрочный характер и ее действие рассчитано на 5 лет.
Программа является документом прямого действия. Выступая в качестве особой разновидности плана, Программа отличается от традиционного плана мероприятий опорой на системные, проектные, программно-целевые и стратегические подходы к планированию, наличием (в кратком изложении) информационно-аналитического и прогностического обоснования, определением и описанием главных параметров желаемого будущего (целей перехода) и путей перехода к этому будущему от нынешнего состояния.
II. Задачи Программы
Программа как документ и источник информации ориентирована на решение следующих главных задач:
- Зафиксировать и включить в контекст внешней среды существующее состояние и перспективы развития школы, выявить возможности и ограничения, угрозы и риски, достижения и инновационный потенциал исполнителей, а также проблемы, дефициты и недостатки.
2. Определить и описать образ желаемого будущего состояния школы, то есть сформулировать стратегические и конкретные цели развития школы.
3. Определить и описать стратегию и конкретный план действий, обеспечивающих достижение спланированных желаемых результатов и достижение целей.
III. Функции Программы
Программа выполняет следующие функции:
а) нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
б) целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательное учреждение;
в) определения перспектив развития школы;
г) процессуальную, то есть определяет логическую последовательность мероприятий по развитию школ школы, организационные формы и методы, средства и условия процесса развития;
д) оценочную, то есть выявляет качественные изменения в образовательном процессе посредством контроля и мониторинга хода и результатов реализации Программы.
IV. Характерные особенности Программы
Предмет Программы - инновационная деятельность по развитию школы.
1. Инновационная деятельность есть деятельность, направленная на:
- определенные сознательные изменения с целью творческого улучшения развития образовательно-воспитательной технологии, качества обучения, воспитания и развития обучающихся;
- диалектический процесс развития педагогического реформирования (развитие новых систем на основе возрождения передовых и новаторских идей, относительность опыта для себя и для социума в массовой практике), обладающий признаками стадийности и целостности (зарождение опыта, его осознание, изучение, творческое развитие).
2. Инновационная деятельность в процессе реализации Программы включает в себя стадии инициации, экспертизы, принятия решений и реализации нововведения.
3. Критериями эффективности инновационной деятельности в процессе реализации Программы являются: новизна (абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная), оптимальность (затрат сил и средств), высокая результативность, возможности творческого применения инновации в массовом опыте.
V. Требования к Программе развития
1. Инновационный характер Программы, опора при ее разработке на опыт и традиции разработки программ развития.
2. Проектный характер Программы, необходимость опоры на методологию управления проектами.
3. Связь Программ с региональными программами развития образования и программами реализации крупных нововведений в образовании.
4. Возможность широкого общественного участия в разработке и обсуждении Программы.
5. Возможность привлечения к разработке Программы всего научного потенциала региона.
6. Акцент на опережающем ресурсном обеспечении Программ и трезвого расчета реальных сроков и темпов перехода на профильное обучение с учетом возможностей региона.
VI. Структура Программы развития
1. Введение.
2. Информационная справка о школе.
3. Проблемно-ориентированный анализ работы школы и перспективы её развития.
4. Аналитико-прогностическое обоснование.
5. Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние.
VII. Порядок утверждения Программы
Программа обсуждается на заседании педагогического совета школы, согласуется с органом управления образованием и утверждается директором школы. |