Воскресенье, 22.12.2024, 22:02
Приветствую Вас, Гость

ВОЗМОЖНО ЛИ УЧЕНИЕ БЕЗ МУЧЕНИЯ?

День среднестатистического школьника начинается словами: « А-а-а….не хочу в эту школу….», а заканчивается фразой: «До выходных (каникул), осталось еще два (три, четыре, пять) дня (недели или месяцев)».

Естественно, школа не курорт, но когда она начинает тебе казаться каторгой…..стоит задуматься, а что можно сделать? Ведь большинство проблем мы создаем себе сами, как бы печально это не звучало. Но раз создаем сами – сами можем их и решить. Итак, что же нужно сделать, чтобы учение не становилось мучением?

1.      Научись настраиваться на хорошее. То есть лучше представлять как ты занимаешься несложным (поэтому любимым) трудом, пишешь записочки своей «обоже», сидящей через парту, чем как страдаешь на контрольной по алгебре. Позитив в мыслях – самая лучшая штука от хандры и неуверенности в себе.

2.      Распланируй свой день. О, нет! Планировка – вовсе не обязательно толстенный ежедневник с исписанными страничками или листок у кровати, где все обозначено поминутно. Просто прикинь, сколько часов тебе надо на ненавистную домашнюю работу и сколько останется на отдых.

3.      Научись… ложиться спать. Чаще всего школьники жалуются на школу из-за колоссального «недосыпа», но никто не говорит, что же помешало им выспаться. Идея проста – хочешь больше спать – ложись раньше.  Понятное дело, когда эта огромная гора уроков, не отпускает тебя в объятия морфея (хотя тут можно поспорить – не стоит оставлять уроки на позднюю ночь, см. п 2). Но ведь чаще всего находятся другие причины? Ах, клевый мульт (фильм) идет, пропускать не хочу, или интересный собеседник в  ICQ – давай еще поболтаем… или подруге, другу надо позвонить, или…. или…. Большинство «важных» дел можно перенести на другой день или вообще отменить. А вставать будет значительно легче!

4.      Не воспринимай учителей как врагов. Они тоже люди, да – да! И многие из них – неплохие. А вот если ты предвзято относишься к преподавателям, ждешь от них подвоха и при каждом замечании смотришь на них прищуренными, недоверчивыми глазами, они начинают реагировать соответственно. Я уж не говорю о перспективе проводить день за днем «в тылу врага», который ты выдумываешь сам.

5.      Не откладывай ничего на «когда-нибудь, только не сейчас». Если постоянно себе говорить: «А сочинение я напишу завтра. Нет послезавтра, а у меня все равно крайний срок суббота! В пятницу напишу», то рано или поздно накопится такое количество работы, что выполнить ее за один день будет действительно нереально. И ты ее не выполнишь, и получишь заслуженную «пару» напротив своей фамилии в журнале. А это точно не обрадует тебя, к тому же – появится «хвост», который нужно будет исправлять. Если ты и это будешь откладывать на завтра, то рискуешь последние дни перед каникулами провести в постоянной погоне за учителями…..

Ну и последнее, едва ли не самое главное!

6. Отдыхай! Не надо воспринимать учебу как бесконечный страшный марафон,   который прекращается только на время каникул. В свободное время занимайся любимыми делами и помни, что школа создана для того, чтобы легче было усваивать знания, а не чтобы отравлять жизнь всем детям мира.

 

Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников
при подготовке и сдаче экзаменов

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.

Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

Вторая проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом.

Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки.

Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием«энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–-5 зевков.