Урок внеклассного чтения
по повести Л. Грина «Алые паруса»
7 класс
Учитель Неведрова Е.Н.
Тема урока: Как прекрасен мир - оглянись!
Ведь страна чудес - это жизнь!
(урок творческого воображения)
Цели: 1) познакомить учащихся с замечательным писателем А. Грином, войти в художественный мир его произведения;
2) создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений А. Грина, для пробуждения «дара воображения», для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека.
Эпиграф: «...Я понял одну нехитрую истину. Она в том. чтобы делать так называемые чудеса своими руками»
А. Грин
Ход урока.
Вступительное слово. Сегодня у нас урок внеклассного чтения по повести а. Грина «Алые паруса». С имени этого писателя мы начинаем изучение литературы XX века. «Как прекрасен мир - оглянись! Ведь страна чудес - это жизнь!» - такова тема нашего урока творческого воображения. Цель - познакомить с замечательным мастером слова А. Грином, войти в чудесный мир его произведения. Обращаю ваше внимание на эпиграф к уроку: «...Я понял одну нехитрую истину. Она в том. чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
Один из поэтов писал:
Шесть русских прозаиков, которых я
Взял бы с собою в пустыню, это:
Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов,
Пришвин и - Александр Грин.
И не случайно в 1985 году Академия Наук СССР назвала планету №2786 Солнечной системы Гриневая в честь Александра Грина. Поверьте, он это заслужил!
Паустовский писал: «Грин умер, оставив нам решать вопрос, нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был он...». Я предлагаю вам подумать над словами Паустовского и ответить па этот вопрос.
У вас на столах есть карточки с толкованием незнакомых слов, обращайтесь к ним в ходе урока. Есть у вас и портреты, фотографии писателя, сделанные в разное время. Вглядитесь в них. Первое впечатление от портрета, как первое впечатление от знакомства сновым человеком, рождает поток ассоциаций. Я предлагаю вам оформить это в виде устной зарисовки: «Каким мне представляется этот человек?»
- Вывод. Да, облик писателя говорит о трудно прожитой жизни и постоянной творческой сосредоточенности.
- А теперь сравните свои воображаемые варианты с реальной биографией А.Грина (подготовленное сообщение ученика).
- Сделайте вывод из сравнения. (Писатель прожил тяжёлую жизнь. Но через все трудности пронёс дар могучего воображения, чистоту чувств. Он многое увидел в людях и может об этом рассказать на страницах своих книг.)
Мечтами об «ослепительном случае» и радости полны все рассказы Грина, но больше всего - его повесть «Алые паруса», которую сам автор назвал феерией, то есть сказочным, волшебным действом. Представим себе писателя, который однажды в витрине магазина увидел «отлично смастерённый бот с правильно сидящим красным крылообразным парусом. Игрушку, видимо, делал человек опытный в морском деле». Так простой жизненный факт стал рождением замысла повести «Алые паруса». 5 лет обдумывал Грин произведение, которое предполагал называть «Красные паруса» и начал писать повесть в Петрограде 1920 года, когда после сыпного тифа он бродил по обледенелому городу и каждую ночь искал нового ночлега у случайных, полузнакомых людей. «Алые паруса» посвящены верному другу писателя - Нине Николаевне Грин. (Шум моря)
«Лоигреи, матрос «Ориона», крепкого трёхсоттоииого брига, на котором он прослужил 10 лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матеры, должен был, наконец, покинуть службу...». Так начинает свою повесть А.Грин, давайте и мы с вами побываем маленькой приморской деревушке Каперне, где происходит действие произведения. Представьте себе, что вы - в таверне Меннерса.
- Скажите, кто из жителей деревни никогда не покупал здесь товаров, даже коробки спичек?
- Почему?
- Почему здесь не любят Лонгрена и Ассоль?
(конфликт грубой пошлости и душевной тонкости)
- Охарактеризуйте жителей этой деревни.
(грубость, жестокость, бескультурье, неумение любить)
Ассоль не озлобилась против людей, она осталась доброй девочкой, создала свой мир. мир мечты.
Игрушечная яхта с алыми лоскутками - парусами забавляет девочку, которая несёт игрушки в город на продажу. А когда Ассоль решает отправить лодочку немного поплавать, она уплывает от неё.
(Встреча с Эглем.)
- Что «особенное» почувствовал Эгль в маленькой Ассоль? Обратите внимание на
имя.
Вернёмся к повести. «Лонгрен работал в своём маленьком огороде, окапывал картофельные кусты. Подняв голову, он увидел Ассоль, стремглав бежавшую к нему с радостным и нетерпеливым лицом.
- Ну, вот... - сказала она, силясь овладеть дыханием, - слушай, что я тебе расскажу... На берегу, там, далеко, сидит волшебник...».
Этот разговор услышал местный нищий, и по Каперне поползли новые сплетни.
Разговор в таверне.
-Лонгрен с дочерью одичали, а может, повредились в рассудке.
- Колдун был у них, так понимать надо.
- Они ждут заморского принца, да ещё под красными парусами!
- Чокнутая!
- Явно «не в себе»!
- Корабельная Ассоль!
Мы слышим этот разговор. Вам хочется, чтобы кто-то защитил хрупкую Ассоль? И в повести есть такой герой - Артур Грей.
- Как он воспринял эту историю, рассказанную ему здесь, в таверне, как старую сплетню? (Он поверил в мечту, а не в сплетню.)
- Почему? (Он с детства воспринимает чужую боль, как свою. 1) Замазал голубой краской раны Христа. 2) Чтобы пережить чужое страдание, намеренно обварил себе руку.
3) Разбил свою фарфоровую копилку и подарил бесприданнице Бетси деньги от имени Робин Гуда.)
Создать волшебство повествования помогает автору образный язык произведения. Неожиданные и свежие метафоры и эпитеты завораживают читателя, вводят в фантастический мир. Я предлагаю групповое задание.
- Отметьте различные средства художественной выразительности, которые использует автор при описании пейзажа в III главе повести. («Рассвет»), I вариант работает над описанием ночи: «Была полная ночь...». II вариант работает над утренним пейзажем: «С изумлением видел он...».
Встреча героев.
Может быть, это случайный подарок судьбы? Грин подчёркивает закономерность произошедшего: «Грей и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня. полного неизбежности». Ассоль спала: «... ресницы спали на щеке..., спали тёмные волосы, спало платье и складки платья; далее трава поблизости её тела, казалось, задремала в силу сочувствия».
- Что восхитило Грея в девушке, когда он впервые её увидел?
- Почему Г рей. зная о её мечте, так тщательно искал и выбирал цвет для парусов?
Уметь мечтать - это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в
действительность - это величайший человеческий талант.
- В Каперне появляется корабль с алыми парусами. Какое это произвело впечатление?Музыка. «Тысячи последних смешных страхов одолели Ассоль...». Выразительное чтение и инсценировка.
Монолог Грея: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками...». Ведь что такое чудеса? «Улыбка, веселье, прощение - и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим - значит владеть всем. Что до меня, то наше начало - моё и Ассоль - останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь».
Грин пришёл на время, ненадолго,
Он пришёл, чтоб нас предупредить -
Разобьётся сердце на осколки.
Если мы разучимся любить!
Я приглашаю вас на берег моря. (Шум моря.) Вернёмся к нашему вопросу: «Нужны ли в наше время такие неистовые мечтатели, каким был Грин?»
Воображение. Мечта, надежда помогают человеку стать творцом своей судьбы и сквозь потери и поражения нести свет надежды и веру в человека. Ребята, надо верить в чудеса!
Исполняется песня. Гостям дарят подарки.
Мы дарим вам алые паруса. Пусть и для вас они будут символом мечты и веры в её исполнение.
Заключительное слово. Замечательного рассказчика. Романтика и мечтателя Грина нужно читать всегда, чтобы уберечь своё сердце «от постарения», от чёрствости и равнодушия. У Грина много замечательных произведений. 51 рекомендую вам почитать их.
Задание к следующему уроку: познакомиться с рассказом «Зелёная лампа», сформировать своё мнение о прочитанном.
И если станет вдруг вам ваша жизнь полынна.
И век пахнет чужим, и кров ваш обречён.
Послушайтесь меня, перечитайте Грина,
Вам нечего терять, не будьте дурачьём.
|