Среда, 08.01.2025, 17:39
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Методические материалы

Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя
16.04.2013, 10:05

Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя

 

А.Е. Мартынов  – заместитель директора по ИКТ, Касторенская СОШ № 2

 

В рамках модернизации российского образования и введения ФГОС второго поколения одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения, должен наполнять работу новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.

У  классного руководителя масса функций и должностных обязанностей, всегда хочется облегчить себе жизнь, выполнить намеченное быстро, четко, качественно и продуктивно. И здесь на помощь к вам приходят ИКТ. Использование информационных технологий позволило видоизменить содержание и методы воспитания, разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.

Применяя ИКТ, классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования или воспользоваться уже готовыми информационными ресурсами.

Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя

1. Электронная документация классного руководителя.

В компьютере создается банк данных необходимой информации, которую можно каждый год лишь обновлять, а не создавать заново:

- План воспитательной работы;

- Социальный паспорт класса;

- Анкеты;

- Психолого-педагогические характеристики учащихся класса;

- База данных учащихся и их родителей.

(ПРИМЕР: Система «Портфолио класса»)

2. Диагностирование, анкетирование

Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel, которые позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм.

(ПРИМЕР: «Мониторинг воспитательной работы»)

3. Ресурсы сети Интернет

В организации воспитательной работы большую роль играют ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация и фотоматериал для разработки и проведения внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий. Использую Интернет для самообразования, расширения кругозора. Владение электронной почтой помогает поддерживать общение с нужными пользователями и учреждениями.

Необходим привлекать учащихся к поиску информации для проведения различных мероприятий. Появилась возможность для классного руководителя как участие в Интернет – конкурсах, фестивалях (например, http://www.ppoisk.nm.ru, http://1september.ru), где классный руководитель может также поделиться своим опытом работы.

4. Творческая работа с учениками

Внеурочная (внеклассная) работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость:

Создание школьного сайта.

Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях.

Создание фотоальбома из школьной жизни класса, ежегодное его пополнение.

В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видеокадры на компьютере, но и красиво оформить в виде фотоальбома. Создание портфолио каждого учащегося класса, портфолио класса.

5. Внеклассные мероприятия

Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.) способствуют повышению заинтересованности учащихся к предложенной теме. К тому же чтобы это было ярко, красиво нужна помощь родителей, художников, звукооператоров. Для изготовления наглядного материала нужны ватман, краски, т.е. определенные материальные затраты. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования. Ежегодно пополняется электронный банк методических разработок с целью дальнейшего их использования на уроках и во внеурочное время. Можно использовать и готовые образовательные ресурсы, мультимедийные энциклопедии и т. д.

 

6. Методическая работа

- сопровождение выступления на педсовете, МО;

- для проведения семинара или творческого совещания;

- для обобщения собственного опыта.

(ПРИМЕР: «Дистанционные курсы-ссылки»)

 7. Мониторинг

Выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, сдача и проверка дневников, мониторинг успеваемости по полугодиям и за год могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Более качественно и эффективно использовать ресурсы сети Интернет в частности, портал «Дневник.ру»

 

Электронный журнал как элемент единого информационного

пространства образовательного учреждения

«Электронный журнал» – новая система взаимодействия между школьным и родительским сообществом, которая позволяет образовательному учреждению автоматизировать составление школьной отчетности, оперативно получать различные статистические срезы с целью повышения качества управленческой деятельности, вовлекает образовательное учреждение в процесс электронизации хранения и обработки данных.

Использование в деятельности всех учителей-предметников или классного руководителя электронного журнала завершает построение единого информационного пространства школы, в котором были бы объединены учителя, администрация, ученики и их родители. Целью внедрения «электронного классного журнала» является переход от бумажной к электронной форме учета успеваемости учащихся, автоматизация рутинных вычислительных процессов, более тесная оперативная связь с родителями.

Преимущества проекта:

- "прозрачность" перед учащимися, родителями и администрацией школы хода педагогического процесса,

- объективность выставления промежуточных и итоговых отметок;

- возможность прогнозирования успеваемости отдельных учеников и класса в целом;

- облегченность контроля за посещением учениками учебных занятий, учебно-тематическим планированием и выполнением программ учителями;

- высокий уровень защищенности данных журнала при условии соблюдения правил информационной безопасности.

- информирование родителей о поведении и успехах учащегося через текстовые сообщения и SMS,  и возможностях автоматического получения отчета об успеваемости и посещаемости для родителя за определенный период времени в виде сообщения SMS на их мобильные телефоны или просмотра электронного дневника

«SMS- дневник» и «Электронный дневник» – дополнительные сервисы единого информационного пространства школы, которое создано на основе этого комплекса программных средств.

 SMS- дневник – это сервис, который позволяет родителям и учащимся по запросу, посылаемому на номер телефона школы, получать информации о текущей успеваемости учащегося, об всех полученных учащимися отметках и всех пропущенных уроках за определенный период времени в качестве сообщения SMS на их мобильные телефоны.

Преимущества «SMS- дневника»:

- оперативность, мобильность, простота

- предоставляет доступ большому количеству пользователей;

- является дешевым способом получения информации;

- использует текст как основу коммуникаций;

- сохраняет записи в телефоне так долго, как это необходимо;

-сообщение может быть доставлено в любом месте, независимо от местонахождения пользователя.

Родителям и учащимся, желающим воспользоваться данным сервисом, классными руководителями выдается уникальный числовой код учащегося в системе. Далее, отправляя этот код на школьный телефон, он в ответ получает все отметки и пропуски уроков учащегося за текущую неделю в виде SMS сообщения.

«Электронный дневник» – это сервис, который помогает родителям принимать активное и более качественное участие в воспитании и образовательном процессе своих детей, а также обеспечивает более четкий и высококачественный обмен информацией с учителями, классным руководителем и администрацией школы. Родители получают возможность сверять правильность записи домашнего задания и контролировать его выполнение, а также анализировать и планировать вместе с учащимся его текущую успеваемость.

            Родителям и учащимся, желающим воспользоваться данным сервисом, классными руководителями выдается уникальный пароль. Логином является фамилия учащегося, написанная на русском языке. Далее, введя логин и пароль, родители и учащиеся получают доступ в электронному дневнику своего ребенка.

Таким образом, родители получают возможность реально влиять на процесс обучения своего ребенка и тем самым вместе со школой решать проблему повышения качества образовательного процесса не на словах, а на деле.

(ПРИМЕР: «Электронный дневник», «Ведомость учета успеваемости», «Табель успеваемости»)

 

В настоящее время (информационный век), использование компьютера как рабочего инструмента является не модным веянием, а острой необходимостью в работе квалифицированного специалиста, в том числе и классного руководителя

 

Категория: Методические материалы | Добавил: Almart
Просмотров: 1305 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]