Понедельник, 29.04.2024, 15:04
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Положения

Положение о внутришкольном контроле в МКОУ «Касторенская средняя общеобразовательная школа № 2» Касторенского района Курской области
28.08.2020, 14:18

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании педагогического совета

протокол №___ от «___»_______2020

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________ А.Е. Мартынов

«___»_________2020 г

 

Положение

о внутришкольном контроле

в  МКОУ «Касторенская средняя общеобразовательная школа № 2» Касторенского района Курской области

 

  1. Общие положения.

       1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении», Письмом министерства образования РФ от 10.09.1999 г. 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности», Уставом образовательного учреждения,  Программой развития школы, утвержденной приказом директора школы  

и регламентирует содержание и порядок осуществления внутришкольного контроля администрацией школы.

      1.2. Внутришкольный контроль — главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно- правовых актов РФ, образовательного учреждения в области образования.

      1.3. Основу внутришкольного контроля составляет взаимодействие администрации и педагогического коллектива на демократической основе, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса, на оказание методической помощи педагогическим работникам с целью совершенствования и стимулирования развития его профессионального мастерства.

                                 2. Цели и задачи внутришкольного контроля.

 

   2.1. Главной целью внутришкольного контроля является установление соответствия функционирования и развития педагогической системы требованиям государственного стандарта общего образования с установлением причинно-следственных связей, позволяющих сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию образовательного процесса.

   Целью внутришкольного контроля при осуществлении непосредственного контроля за учебно-воспитательным процессом является:

  • совершенствование деятельности педагогического коллектива по обеспечению доступности, качества и эффективности образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности;
  • выявление и реализация профессионального потенциала членов педагогического коллектива;
  • выявление и реализация образовательного потенциала обучающихся, отслеживание динамики всестороннего развития личности;
  • обеспечение функционирования образовательного учреждения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оснащению и организации образовательного процесса.
  •  
    1. Задачи внутришкольного контроля:

 

  • осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования, выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;
  • анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников, повышение ответственности за внедрение передовых, инновационных технологий, методов и приемов обучения;
  • изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений и рекомендаций по распространению педагогического опыта, устранению негативных тенденций;
  • оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля;
  • мониторинг достижений обучающихся по отдельным предметам с целью определения  качества усвоения учебного материала в соответствии с динамикой развития обучающегося;
  • совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документации.

 

   3.Функции и объекты  внутришкольного контроля

 

Функции внутришкольного контроля:

  • информационно-аналитическая;
  • контрольно- диагностическая;
  • коррективно-регулятивная;
  • стимулирующая.

Объекты  внутришкольного контроля:

  • контроль за ведением школьной документации;
  • контроль за выполнением всеобуча;
  • контроль за состоянием преподавания учебных предметов;
  • контроль за качеством знаний, умений и навыков учащихся;
  • контроль за подготовкой и проведением государственной (итоговой) аттестацией.
  • контроль за методической работой;
  • контроль за питанием учащихся;
  • контроль за воспитательной работой;
  • контроль за предпрофильной и профильной подготовкой;
  • Контроль за соблюдением СанПиН  к условиям и организации обучения.

 

  1. Направления, виды, формы и методы внутришкольного контроля

 

4.1. Директор школы (или) по его поручению заместители директора вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работников по следующим направлениям:

  • соблюдение законодательства РФ и государственной политики в области образования по обеспечению доступности, качества и эффективности образования;
  • реализация примерных программ государственного стандарта общего образования, учебных планов;
  • использование методического и информационного обеспечения в образовательном процессе;
  • соблюдение порядка проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся, текущего контроля успеваемости;
  • соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и локальных

     актов школы;

  • работа подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы;
  • осуществление научно-исследовательской деятельности, проведение опытно-экспериментальной работы;
  • другие вопросы в рамках компетенции директора школы.

4.2. При оценке деятельности учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается:

  • выполнение государственного образовательного стандарта общего образования в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);
  • уровень знаний, умений, навыков обучающихся;
  • степень самостоятельности обучающихся;
  • владение обучающимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;
  • дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения;
  • совместная деятельность учителя и обучающегося;
  • наличие положительного эмоционального микроклимата;
  • умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на
  • усвоение учащимися системы знаний);
  • способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;
  • умение корректировать свою деятельность;
  • умение обобщать, систематизировать свой опыт.

4.3. Виды контроля:

  • тематический: классно-обобщающий, тематически-обобщающий, предметно-обобщающий, предметный, персональный;
  • фронтальный: классно-обобщающий, предметно-обобщающий, персональный;

4.4 Виды внутришкольного контроля по периодичности контроля:

  • входной (в начале учебного года за курс предыдущего);
  • предварительный (предварительное знакомство, перед проведением итоговых контрольных работ, перед экзаменами в выпускных классах, проверка готовности к новому учебному году);
  • текущий (непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом, после изучения темы, результаты успеваемости за четверть, полугодие);
  • промежуточный (результаты успеваемости на конец учебного года);
  • итоговый (изучение результатов работы школы за учебный год, итоговая аттестация выпускников 9, 11 классов).

4.5 Методы контроля за деятельностью учителя:

  • анкетирование;
  • социальный опрос;
  • собеседование
  • наблюдение;
  • изучение документации;
  • посещение уроков (заместителю директора рекомендуется посещать не менее 2 уроков в неделю)
  •  анализ самоанализа уроков;
  •  беседа о деятельности обучающихся;
  •  результаты учебной деятельности обучающихся.

4.6. Методы контроля над результатами учебной деятельности:

  • наблюдение;
  •  устная проверка знаний;
  • письменная проверка знаний (контрольная работа);
  • комбинированная проверка;
  • беседа, анкетирование, тестирование, собеседование;
  • зачет, сдача реферата, проектная деятельность;
  • проверка документации.

 

  1. Порядок организации, осуществления и подведения итогов

 внутришкольного контроля

 

5.1. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.

    Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом внутришкольного контроля. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года на совещании при директоре, педагогическом совете.

       Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

       Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования.

       Внутришкольный контроль в виде административной контрольной работы осуществляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

     В связи с внедрением в практику тестовых форм проверки уровня содержания и качества подготовки учащихся по предметам, применять в процессе преподавания, наряду с традиционными формами проверки знаний учащихся тестовые формы контроля, используя разнообразные виды заданий (с выбором ответа, с кратким ответам, на соотнесение объектов) и нетрадиционные формулировки заданий.

     Проводить анализ выполнения контрольных работ с учетом региональных критериальных  значений показателей деятельности общеобразовательных   учреждений на предмет соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

5.2. Основания для осуществления внутришкольного контроля:

  • заявление педагогического работника на аттестацию;
  • план внутришкольного контроля, утвержденный директором ОУ;
  • обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

5.3. Правила осуществления внутришкольного контроля:

  • внутришкольный контроль осуществляет директор общеобразовательного или по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений;
  • в качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты;
  • внутришкольный контроль осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля, утвержденным директором школы;
  • перед проведением контроля издается приказ по ОУ и составляется план- задание, в котором определяются специфические особенности данной проверки: тема, цель, основание проведения, форма, методы, вопросы, рассматриваемые в ходе проверки, графики проведения срезовых контрольных работ или посещения уроков, факультативов и т.д.
  • по окончании проверки готовится итоговый материал (аналитическая справка, справка о результатах инспектирования, доклад о состоянии деятельности по проверяемому вопросу, приказ).
  • продолжительность проверок устанавливается в каждом конкретно взятом случае;
  • при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. директор и его заместители по учебно-воспитательной работе посещают уроки учителей школы с предварительным предупреждением не позднее чем за 2-3 урока, в случае установления цели контроля о готовности класса и учителя к уроку - без предварительного предупреждения.

5.5. При проведении фронтальной проверки аттестуемых учителей после ознакомления с результатами внутришкольного контроля они должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяя, что они поставлены в известность о результатах фронтальной проверки. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием.

       По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:

  • проводятся заседания педагогического, методического советов, заседания школьных  методических объединений, оперативные совещания педагогов, совещания при директоре;
  • сделанные замечания и предложения фиксируются в соответствующих протоколах.

5.6 Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения: -

  • о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);
  • о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц с изданием приказа;
  • о поощрении работников с изданием приказа;
  • иные решения в пределах своей компетенции.

5.7. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.

 

  1. Технология проведения внутришкольного контроля

 

6.1. Фронтальный персональный контроль.

  Фронтальный персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя, подавшего заявление на аттестацию.

       В ходе фронтального персонального контроля администрация изучает:

  • уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;
  • уровень овладения учителем наиболее  эффективными формами, методами и приемами обучения, информационными технологиями;
  • результативность учебной деятельности обучающихся по предмету (как учитель-предметник);
  • результативность вне учебной деятельности обучающихся класса (как классный руководитель);
  • способы повышения профессиональной квалификации учителя.

       При осуществлении фронтального персонального контроля администрация имеет право:

  • знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (календарно-тематическим планированием, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании школьного методического объединения и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;
  •  изучать практическую деятельность педагогического работника школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, спортивных секций;
  •  проводить экспертизу педагогической деятельности;
  •  проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;
  • организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование обучающихся, родителей, учителей;
  • делать выводы и принимать управленческие решения.

       Педагогический работник имеет право:

  • знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
  • знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
  • своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
  • обратиться конфликтную комиссию профсоюзного комитета школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.

6.2. Тематический контроль.

       Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности      школы и может быть:

  • классно-обобщающий;
  • тематически-обобщающий;
  • предметно – обобщающий;
  • предметный;
  • персональный.

       Содержание тематически-обобщающего контроля может включать в себя отслеживание деятельности педагогического коллектива по вопросу работы, организации и проведению учебно-воспитательной деятельности. Содержание предметно-обобщающего контроля может включать в себя обобщение и анализ деятельности педагогического работника по преподаванию определенного предмета.

       Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами сроками, целями, формами методами контроля в начале учебного года и за две недели непосредственно перед  проверкой.

       В ходе тематического контроля:

  • проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);
  • осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя, руководителей кружков и спортивных секций, обучающихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, спортивных секций; анализ школьной и классной документации.

       По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития обучающихся.

6.3. Классно-обобщающий контроль (тематический, фронтальный).

       Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели.

       Классно-обобщающий (фронтальный) контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.

Классно-обобщающий (тематический) контроль направлен на получение информации о состоянии дел по одному из направлений деятельности педагогического коллектива (адаптация обучающихся).

       В ходе классно-обобщающего контроля администрация изучает

весь комплекс учебно-воспитательной  работы в отдельном классе или классах:

  • деятельность всех учителей;
  • включение обучающихся в познавательную деятельность, привитие интереса к знаниям;
  • стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;
  • сотрудничество учителя и обучающихся;
  • социально-психологический климат в классном коллективе;
  • посещаемость занятий обучающимися;
  • результативность обучения.

       Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.

       Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы.

       По результатам классно-обобщающего контроля проводятся педсоветы, совещания при директоре, дополнительно могут проводиться классные часы, родительские собрания.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Положения | Добавил: Almart
Просмотров: 609 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]