Пятница, 17.05.2024, 02:17
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Методические материалы

Открытый урок русского языка в 11 классе Учитель: Неведрова Е.Н. Тема урока; Анализ текста художественного стиля и подготовка к написанию с
17.12.2014, 03:32

Открытый урок русского языка в 11 классе

Учитель: Неведрова Е.Н.

Тема урока; Анализ текста художественного стиля и подготовка к написанию сочинения- рассуждения.

Цели урока: 1) учить комплексному анализу текста художественного стиля и готовить выпускников к написанию сочинения- рассуждения;

  1. развивать умение устного и письменного высказывания на заданную тему; умение аргументировать свои мысли, соотносить свое мнение с позицией автора;
  2. воспитывать у учащихся чувство ответственности за свои поступки, умение видеть и ценить красоту окружающего мира.

Оборудование: «рябиновое деревце» , на доске- эпиграф, таблички (основные

этапы работы по подготовке к написанию сочинения), на столах у учащихся папки «Готовимся к ЕГЭ» с бланками ответов №1,2, алгоритмом работы, критериями оценки сочинения и другим материалом; текст ( притча Н.Соколовой «Рябинка» ) и тесты.

Эпиграф: Скажи: какой ты след оставишь?..

Л.Мартынов

Ход урока I    Вступительное слово учителя.

Ребята, на ЕГЭ по русскому языку в структуре экзаменационной работы выделяется часть С- это задание высокого уровня сложности и проверяет умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Сегодня мы продолжим учиться этому. Тема урока: «Анализ текста художественного стиля и написание сочинения - рассуждения».

Наша цель: провести комплексную работу над текстом художественного стиля и подготовиться к написанию сочинения- рассуждения. У вас на столах имеются образцы критериев оценивания ответа на задание С, алгоритм работы, другой необходимый материал для написания сочинения. Пользуйтесь им, и по ходу урока самостоятельно делайте необходимые записи в тетрадях.

  1. Проверка домашнего задания

Ребята, дома все работали над текстом №7 в рабочих тетрадях «Комплексный анализ текста». Расскажите, что вы узнали из текста о жанре притчи.

  • Как вы понимаете, что такое аллегория?

Итак, притча- небольшой рассказ об обычных событиях из жизни людей, имеющий иносказательный нравоучительный характер.

И сейчас я предлагаю вам притчу Н.Соколовой «Рябинка».

Обратимся к тексту.

  1. Чтение текста.
  • Какие чувства вызвала у вас притча?
  1. Анализ текста

Поскольку это притча, тема этого текста иносказательная. Определите ее. (Судьба красоты в мире равнодушных и безответственных людей).

Идеей создания текста, возможно, послужили глубокие переживания автора за

природу и за людей, теряющих человечность. Ребята, на оборотной стороне листа с текстом есть тестовые задания А 29-30-31. Выполните их самостоятельно, ответы занесите в свой тренировочный бланк № 1. (Обратите внимание, что в тестовых заданиях вопрос часто ставится «от противного». Будьте внимательны, читая задания).

  1. Выполнение третьей части экзаменационной работы.

Ребята, мы прочитали текст и переходим к выполнению части С. Работаем над I блоком- содержанием сочинения.

  1. - Скажите, какой этап в нашей работе вы определите первым?

Прочитали текст --------  задумались над

  1. проблемой;
  2. ее комментарием;
  3. авторской позицией;
  4. изложением своего мнения — пишем сочинение- рассуждение.
  • Назовите проблемы, поставленные в тексте.
  • Вам необходимо выделить одну, основную.

Итак, в тексте автор поднимает проблему ответственности человека за свои поступки.

  • Ребята, подскажите мне следующий этап нашей работы.
  1. Насколько актуально то, о чем пишет автор, кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Прокомментируйте ее.

Итак, проблема актуальна.

  1. - Ребята, назовите мне наш следующий «шаг» по пути к подготовке сочинения. Выявление авторской позиции в художественном тексте, в отличие от публицистического, может потребовать от вас значительных усилий. Поэтому я предлагаю вначале проделать подготовительную работу в аналитических группах:
  1. группа наблюдает за композиционными особенностями текста;
  2. группа определяет тропы, которыми пользуется автор, достигая поставленных целей;
  3. группа определяет стилистические фигуры, которые использует автор, выражая свою позицию.

Запись авторского тезиса, то есть главной мысли автора, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.

Вывод: Автор сожалеет по поводу судьбы рябинки. Он показывает, что красота в мире ничем не защищена. Каждый человек должен видеть последствия своих поступков и осознавать за них ответственность.

  1. И заключительный этап работы над содержанием сочинения- это...
  • А как вы определите свое мнение по данной проблеме? Помните, что вам надо привести не менее трех аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт, причем сделать это этически корректно. Задание это сложное. Выполним его вместе .
  • Назовите свой аргумент и помогите мне «восстановить справедливость»- «собрать» рябинку.
  • Я согласен с позицией автора, так как мы пришли в этот мир, чтобы создавать, а не разрушать, чтобы беречь то, что у нас есть.
  • Срывая, казалось бы, обычную ветку, мы губим природу, а так можно загубить и человеческую душу; как просто уничтожить то, что создавалось годами.
  • Посмотрите, ребята, какая красота. Рябинка- это чудное деревце, манящее весной белым цветом, осенью- богатыми гроздьями.
  • Помните, у М.Цветаевой:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все- равно, и все- едино,

Но если по дороге- куст Встает, особенно- рябина...

Мы подошли к ответственному моменту.

  • Ребята, те записи, которые вы делали в ходе урока, станут для вас опорным конспектом. Пользуясь им, подготовьте устные высказывания. Посмотрите на эпиграф к нашему уроку: «Скажи: какой ты след оставишь?..» Может быть, слова поэта Леонида Мартынова помогут вам глубже понять поднятую автором проблему. В качестве вступления уместно использовать лирическое размышление.
  1. Устные высказывания учащихся.
  2. Заключение, вывод по уроку, домашнее задание.
  • Ребята, какую цель мы ставили перед собой в начале урока. Что ж, судя по вашим устным высказываниям, считаю, что цель урока нами достигнута. Давайте вспомним основные этапы подготовительной работы. Дома я предлагаю вам написать сочинение- рассуждение. Кроме того, Люба, Оля, Оксана, Олеся, Дима подготовят тесты по орфографии. Писать сочинение будете в своих тренировочных бланках №2. И помните: на экзамене на выполнение части С рекомендуется отвести примерно 90 минут. 45 мы уже поработали.

Дома следите за временем.

Хочу отметить активную работу на уроке Жильцовой Оксаны, Щелаковой Оли, Бабуриной Любы. Но оценки, ребята, я поставлю после того, как проверю ваши сочинения.

Спасибо нашим художникам Прохоровым Олесе и Наташе за оформление кабинета.

Ребята, наша жизнь- сложная цепь поступков собственных, восприятия и реакций на поступки других. И это мы делаем сами, но не всегда осознаем, что это наш след в жизни.

Скажи: какой ты след оставишь?..

Спасибо вам за урок.

Категория: Методические материалы | Добавил: Almart
Просмотров: 2026 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]